Версия для слабовидящих

Дорохова Анна Николаевна

Дорохова Анна Николаевна

Директор школы

Общая информация
Анализ работы библиотеки МКОУ СОШ№4 с.Новомихайловского

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»


Утверждаю
Директор школы
_____________
/О.В.Деренская/

 


Анализ работы библиотеки
МКОУ СОШ№4
с.Новомихайловского 


Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

В прошедшем учебном году целями работы школьной библиотеки были:

1.создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям;

2. воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей;

3. организация систематического чтения.
Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
- обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.

Я считаю, что поставленные задачи на 2015-2016 учебный год были реализованы. С учащимися проводятся индивидуальная работа, улучшилось дифференцированное обслуживание пользователей библиотеки в связи с подключением сети Интернет, обеспечен наиболее полный и быстрый доступ к информационным ресурсам. Как положительный результат работы можно отметить увеличение общего числа читателей. Отрицательные моменты в работе библиотеки складываются на основе недостаточного финансирования, устарения фонда художественной и методической литературы.

АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ БИБЛИОТЕКИ ЗА 3 ГОДА

АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ БИБЛИОТЕКИ ЗА 3 ГОДА

Из диаграммы видно, что в 2013-2014 учебном году  число посещаемости заметно снизилась, это объясняется тем, что фонд библиотеки морально устарел,  а пополнения фонда нет.

Объем  книговыдачи

Объем  книговыдачи

Объем книговыдачи в отчетном году по сравнению с прошлыми годами снизилась. Это объясняется тем что, читателей книги интересуют меньше, чем сеть Интернет. Самое активное посещение библиотеки приходится на первый и последний месяцы учебного года. Для привлечения обучающихся к систематическому чтению в течение года в библиотеке проводились различные обзоры книг и методической литературы такие как: «Это интересно», «Мы за здоровый образ жизни». Также с обзором литературы по различным темам библиотекарь приглашался на методические объединения классных руководителей и учителей начальных классов. Выполнялось постоянное информирование педагогического коллектива о новом поступлении в библиотеку.

Библиотека стремится максимально учитывать интересы читателей и пользователей: выдача художественной и учебной литературы для чтения в каникулярное время, обеспечение педагогической и учебной литературой родителей учащихся образовательного учреждения. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации давно осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но также школьная медиатека. В целях повышения читательской активности использовались разнообразные методы массовой, групповой и индивидуальной работы. Эффективность деятельности во многом зависит от организации информационно-библиотечной работы.

Информационно-библиотечное обслуживание инновационной педагогической деятельности — это, прежде всего удовлетворение информационных потребностей педагогов. Школьная библиотека на сегодняшний день является информационным центром. И основной задачей работы библиотеки становится обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.

Постоянно действует выставка обзор – напоминание на тему «Электронная, аудио и видио-информация в школьной библиотеке в помощь учебному процессу. Также велась работа по оказанию помощи педагогам по внеурочной деятельности – это поиски и подборка дополнительных материалов к урокам. Для учителей проводилось систематическое информирование о новых поступлениях учебников, учебных, методических пособий. Совместно с учителями-предметниками составляется список учебников на следующий год.

Наряду, с традиционными функциями, библиотека выполняет функцию библиотечно-информационного центра (ИБЦ). Для этого в библиотеке установлен принтер и сканер. Создан фонд электронных носителей, в которых входят диски по химии, физике, биологии, географии, истории, русскому языку, математике другим предметам. На основе этого создана информационно-библиотечная среда, для работы учащихся и педагогов со специальными библиотечными и информационными средствами. Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна.

Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством М.Ломоносова, С.Есенина, А.Барто, Ф.Достоевского. В рамках месячника по безопасности дорожного движения прошло мероприятие для обучающихся начальных классов «Мой друг – Светофор». Знание правил дорожного движения – залог безопасности на наших дорогах. 

В апреле прошла традиционная «Книжкина неделя». В рамках этой недели состоялось награждение активных читателей школьной библиотеки. Для обучающихся 1-4 классов прошла викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. 

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. В течении года велась и работа с родителями: индивидуальные беседы о чтении детей, бережном отношении к книге, анкетирование. 

Работа с книжным фондом

Фонд расставлен согласно ББК. В течение года проводится проверка правильности расстановки фонда, проводится его частичная реорганизация. Доступ к основному фонду – свободный, к учебникам – закрытый. Режим хранения фонда соблюдается.

Для обеспечения учета и сохранности фонда ведется соответствующая документация. Записи в документах производятся своевременно. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.

Библиотекарь совместно с завучем и учителями внимательно и ответственно работает с бланками заказа на учебники. Библиотекарем школы, в течение года оформлялись заявки на учебную и методическую литературу. Учителя школы ознакомлены с Федеральным перечнем учебной литературы по новым стандартам ФГОС на 2015-2016 учебный год.

Выполнялась ежедневная работа по обслуживанию читателей: выдача художественной и учебной литературы, справочников, энциклопедий и библиографических справок.

Проводились выступления на классных родительских собраниях, где обсуждался вопрос об изменении перечня учебной литературы, приобретении рабочих тетрадей, бережного отношения учащихся к учебной литературе, выданной школьной библиотекой бесплатно.
Работа с учебниками

Поступающие учебники своевременно оформляются (распаковываются, штампуются). Ведётся картотека учебников и другая необходимая документация. 

В целях воспитания бережного отношения к книге и сохранности фонда организованы: операция «Живи книга», рейд «Как живёшь учебник?». Итоги рейдов оглашались на линейках.

В этом учебном году, как и в прошлом, не все учащиеся и педагоги были обеспечены учебниками. Особое внимание уделяется многодетным семьям и детям из малообеспеченных семей.

Процент обеспеченности художественной  литературой Процент обеспеченности художественной литературой по сравнению с 2014-2015 учебным годом снизился на 7 %, это связано с тем, что фонд библиотеки устарел, а новых поступлений недостаточно, а процент обеспеченности учебной литературой увеличился.

Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; анализ читательских формуляров, анкетирование, творческие работы.

Основные формы группового и массового обслуживания: книжные выставки, открытые просмотры новой литературы, библиотечные плакаты, тематические папки, библиографические списки, экскурсии, конкурсы, обзоры книг, викторины. Участие в общешкольных мероприятиях и декадах по предметам: литературных гостиных, родительских собраниях и др.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой».
Работа по автоматизации библиотечной деятельности

В библиотеке установлено автоматизированное место библиотекаря: компьютер, принтер, сканер. В электронной форме пытаюсь вести дневник работы библиотеки. Компьютерные технологии использовались для составления заказов и отчетов по фонду учебников, анализа деятельности библиотеки и другой документации, создание публикаций и презентаций.

Повышение квалификации.

Работа по самообразованию:
– освоение информации из профессиональных изданий,
– использование опыта лучших школьных библиотекарей,
– посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

Регулярное повышение квалификации.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание продуктов на электронных носителях, организация медиатеки. Однако задачи, поставленные на учебный год, в полной мере не выполнены. Не удалось завершить проверку правильности расстановки книжного фонда в соответствии с систематическим каталогом. Таким образом, систематизация библиотечного фонда – наиглавнейшая задача нынешнего учебного года.

В целом в прошедшем 2015-2016 учебном году поставленные задачи можно считать решенными.

Педагог-библиотекарь Дорохова А.Н.

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: